Бесплатный номер для городов России: 8-800-55-02-669
495669-20-20

Организация школьного питания

Готовить на месте или отдать питание на аутсорсинг?

В основе всех решений по организации школьного питания должны находиться желания и потребности детей, подростков и учителей, важно и мнение родителей. Современные Food-концепции с одной стороны и персональные пожелания и подходы с другой стороны – оказывают дополнительное влияние на стратегию питания. Необходимо сделать выбор правильной техники питания: все готовить и реализовывать на месте или же добавлять охлажденные продукты? Иметь оборудованную центральную кухню или доставлять в столовую уже готовые блюда? Использовать систему Cook & Chill или систему Cook & Freeze? Иметь собственный персонал на кухне или обходиться без него?

Питание в школе можно организовать следующим образом:

  • Кухня в школе. В этом случае необходимо организовать помещение кухни, ее оснащение и кухонный персонал. Преимущества данного варианта очевидны – свежеприготовленные блюда и гибкое меню, позволяющее учитывать вкусы и пожелания детей.
  • Смешанная кухня в школе – использование свежих и охлажденных продуктов. Смешанная кухня предусматривает охлаждение предварительно приготовленных блюд и их подогрев.
  • Центральная (удаленная) кухня предусматривает транспортировку свежеприготовленных блюд непосредственно в школьную столовую. Время транспортировки не должно превышать трех часов с момента приготовления.

Доставка охлажденных блюд, их хранение и регенерация на оборудованной школьной кухне.

Система Cook & Chill (Cook & Freeze) предусматривает хранение продуктов при температуре 0°-3°С (-18°C) с последующей регенерацией замороженных блюд в пароконвектоматах, а охлажденных блюд в специальных тележках. 

Изображение материальных потоков с привязками на выбор: удаленная кухня – кухня на месте – подогрев, регенерация – смешанная кухня.

При формировании рациона питания детей и подростков, используя современное кухонное оборудование для приготовлении пищи должны соблюдаться основные принципы организации рационального, сбалансированного, щадящего питания, предусматривающего:
соответствие энергетической ценности (калорийности) рациона возрастными физиологическими потребностями детей и подростков;
обеспечение в рационе определенного соотношения (сбалансированности) основных пищевых веществ в граммах;
восполнение дефицита витаминов и других микроэлементов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов;
максимальное разнообразие рациона (разнообразие достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки);
технологическая обработка продуктов, обеспечивающая вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности;
соблюдение оптимального режима питания и правильного распределения суточного рациона по отдельным приемам пищи в течение дня.
В учреждении следует иметь примерное 2- недельное меню, разработанное на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и утвержденных норм, и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие санитарным правилам и нормам.
Некоторые продукты, такие как хлеб, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи следует включать в меню ежедневно. Рыбу, яйцо, сыр, творог, сметану можно давать 2-3 раза в неделю. Следует избегать повторения одних и тех же блюд в течение дня и на протяжении нескольких дней.
Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.
Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. Допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир) в качестве закуски. Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.
В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.
Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать, в качестве второго ужина, фрукты или кисломолочные продукты и булочные или кондитерские изделия без крема.
При отсутствии каких-либо продуктов следует подбирать им замену, равноценную по содержанию основных пищевых веществ, по таблице замены продуктов.
Нормы питания должны соответствовать нормам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации. Для истощенных, ослабленных детей, а также для подростков, значительно превышающих нормы физического развития, по заключению врача может быть обеспечено дополнительное питание.
Во всех образовательных учреждениях, с пребыванием детей и подростков в них более 3-4 часов, организовывается горячее питание, а так же реализация (свободная продажа) готовых блюд и буфетной продукции (продуктов, готовых к употреблению, промышленного производства и кулинарных изделий для промежуточного питания учащихся) в достаточном ассортименте за наличный и безналичный расчет.
Для организации дополнительного питания детей и подростков (школьный буфет) в продаже обязательно должны быть хлебобулочные изделия не менее 1-2-х наименований. Реализуются булочные изделия (в т.ч. сдобные), обогащенные витаминами, (витаминно-минеральными смесями).
Рекомендуется использовать в питании детей и подростков булочные изделия с отрубями и из цельного зерна.
Для продажи в столовых и буфетах образовательных учреждений, в составе дополнительного ассортимента пищевых продуктов для свободной продажи, можно рекомендовать сухие завтраки крупяные, обогащенные витаминами и минеральными веществами (массой до 50 г. в упаковке, кроме чипсов, обжаренных в масле), ограниченно можно включать воздушную кукурузу, сухарики простые без вкусоароматических добавок, кроме натуральных (укроп, чеснок, и т.д.).
В столовых и буфетах в образовательных учреждениях в ограниченном ассортименте могут реализовываться мучные кондитерские изделия (пряники, коврижки, кексы, рулеты, вафли и др. изделия, кроме кремовых) промышленного производства в индивидуальной порционной (массой до 100г) упаковке, а также мучные кондитерские изделия собственного производства массой до 100 г (кроме изделий с кремом).
Из готовых блюд и кулинарных изделий собственного приготовления рекомендуется для продажи в буфетах салаты и винегреты собственного приготовления (объемом порции от 30 до 200 г). Салаты заправляются непосредственно при реализации. Из горячих блюд рекомендуются сосиски, запеченные в тесте; сосиски отварные с гарниром; пицца школьная (50-1 ООг). Сосиски можно готовить непосредственно перед реализацией с использованием печей СВЧ. Можно подавать также горячие бутерброды (с сыром, колбасой вареной или полукопченой и т.д.). Горячие бутерброды готовятся непосредственно перед реализацией с использованием конвекционного нагрева или СВЧ-печей. Срок реализации указанных изделий 3 часа с момента приготовления с обязательным использованием охлаждаемых прилавков.
При организации льготного школьного питания учащихся за счет бюджетных средств (или иных источников финансирования) предпочтительной является такая организация питания, при которой все учащиеся получают горячие завтраки (во вторую смену - полдники). При этом полноценными горячими завтраками в первую очередь должны обеспечиваться учащиеся начальных классов и дети из малообеспеченных и социально незащищенных семей.

up